Ада Лавлейс - первый программист планеты

Ада Лавлейс (1815-1852г.г.)
ludmila

Августа Ада Лавлейс родилась в Англии 10 декабря 1815 года в семье известного поэта-романтика лорда Джорджа Гордон Байрона и матери Анны Изабеллы из аристократической семьи Милбенков. Через год после рождения дочки родители развелись и отец навсегда покинул Англию, уехал в Европу. С дочерью он больше не виделся, хотя вспоминал её в своих стихах. В поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрон нежно и трогательно написал:

                  Дочурка Ада! Именем твоим                                   
                  В конце я песнь украшу, как в начале.
                  Мне голос твой неслышен, взор незрим,
                  Но ты мне утешение в печали.
                  И где б мои стихи ни прозвучали, -
                  Пускай нам вместе быть не суждено, -
                  Из чуждых стран, из замогильной дали
                  К тебе - хотя б мой прах истлел давно -
                  Они придут, как вихрь, ворвавшийся в окно.

Мама Ады увлекалась математикой, и Байрон в светлые дни их семейной жизни, называл жену "королевой параллелограммов". Юная дочь унаследовала любовь к этой науке от матери. Математические способности у нее обнаружились рано. В 12 лет девушка изучала анатомию птиц, хотела понять как они летают, чтобы спроектировать свой собственный летательный аппарат.


 

Леди Байрон опасалась, что у дочери могут развиться поэтические наклонности отца, поэтому старалась, чтобы дочь занималась математикой и естественными науками. Совершенствовать знания, по приглашению матери, помогал Аде шотландский профессор математики и мистик Огастес (Август) де Морган. Он был поражен талантом девушки, говорил, что она может быть исследователем в области математики, но так как эта наука считалась мужским занятием, опасался, что напряженная мыслительная работа не принесет женщине радости. В 1833году Ада в сопровождении Мэри Сомервиль, жены профессора, впервые посетила мастерскую Чарльза Бэббидджа, где она познакомилась с изобретателем и его "разностной" машиной, с помощью которой можно было делать математические вычисления. Встреча Ады с разностной машиной еще больше зажгла её интерес к математике. Юная мисс Байрон стремилась понять работу механизма и высоко оценила это изобретение. Молодая девушка 19 века интересовалась новинками вычислительной техники, её незаурядный математический талант был подмечен ученым. Впоследствии Ада серьезно занималась изучением разностной и аналитической машин Чарльза Бэббиджа, создателя этих механических вычислительных аппаратов. В 1940 году Бэббидж читал лекцию о своем аналитическом движке в университете в Турине. Луиджи Менабреа, преподаватель Туринской артиллерийской академии, будущий премьер-министр страны под впечатлением от лекции подробно сделал описание механизма, статья была опубликована в 1842 году под названием "Элементы аналитической машины, созданной Чарльзом Бэббиджем". Текст был написан на французском языке. Ада Лавлейс к этому времени уже успела неплохо изучить машину, поэтому не только отлично перевела текст на английский язык, но дополнила собственными мыслями и идеями о роли машины. В итоге первоначальный текст увеличился в три раза. Примечания вызвали большой интерес Бэббиджа. Эти "сноски на полях" принесли Аде бессмертие, и внесли её имя в историю вычислительной техники, как первой программистки. Работая над текстом в течении девяти месяцев, она на 52 страницах заложила основы современного программирования. В этот период они с Бэббиджем обменивались письмами почти каждый день, обсуждали  предложенные Адой примечания и дополнения. Ада задавала вопросы, он отвечал. Девушка была очень ответственная, в первую очередь она понимала, что объясняет принцип работы движка Бэббиджа, поэтому и обсуждала с ним свои дальнейшие коррективы.

В своих комментариях она составила три вычислительные программы, для аналитической машины Чарльза Бэббиджа. Первая программа была написана для осуществления решений двух алгебраических уравнений с двумя неизвестными, здесь она ввела впервые классификацию ячеек памяти, применяемое в программировании и в наше время, как и термин "рабочая ячейка". Во второй программе, предназначенной для вычисления значений тригонометрической функции с неоднократным повторением заданной последовательности, озвучила понятие "цикл". "Сущность цикла составляет повторяемость операции". Самой сложной оказалась третья программа - программа для вычисления известных в математике чисел Бернулли. Она написала пошаговую инструкцию для вычисления чисел Бернулли на аналитической машине.

Ада была уверена, что аналитическая машина способна сплетать алгебраические алгоритмы также виртуозно, как ткацкий станок Жаккара может ткать узоры. Она не только смогла постигнуть принцип работы машины, но и высказала мнение, что машина сможет писать музыку, рисовать картины и др. "Суть и предназначение машины изменяться от того, какую информацию мы в нее вложим", писала Лавлейс. Перевод статьи Луиджи Менабреа вместе с примечаниями переводчика с инициалами А.А.L. вышел в свет в научном журнале "Ученые записки" (Scientific Memoir) в августе 1843 года, вызвал интерес у читателей. Ада блестяще выполнила задачу популяризации идеи автоматических вычислений. Даже если эти вопросы обговаривались с Бэббиджем, это не уменьшает заслуг Ады так как её описание принципов работы разностной и аналитической машин и возможностей вычислений дает ясное представление о них. А термины "цикл", "рабочая ячейка" и их описание впервые получили гласность благодаря её труду, который останется в истории как первая напечатанная работа по программированию. В честь Августы Ады Байрон, графини Лавлейс назван язык программирования высокого уровня, разработанный в 1979-1980 годах по инициативе Министерства Обороны США. Язык Ада применяется в Европе и США в проектах, нуждающихся в повышенной безопасности и надежности. 10 декабря 1980 года был утвержден стандарт языка. В этот день празднуют День программиста - в день рождения Ады Лавлейс изумительной женщины, сумевшей заглянуть в будущее. Похоронили графиню Лавлейс рядом с отцом лордом Байроном в родовом склепе в церкви Святой Марии Магдалены в Ханкнеле недалеко от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире. Оба умерли в молодом возрасте в 36 лет.